Главная » Файлы » математика

Стохастическая линия в курсе математики общеобразовательной средней школы.
[ Скачать с сервера (68.0 Kb) ] 18.01.2012, 12:31
Стохастическая линия в курсе математики общеобразовательной                              средней школы. Учитель: Болтенкова В. И.   В настоящее время теория вероятностей завоевала очень серьезное место в науке и прикладной деятельности. Её идеи, методы и результаты не только используются, но и буквально пронизывают все естественные и технические науки, экономику, планирование, организацию производства, связи, а также такие далекие, казалось бы, от математики науки, как лингвистику и археологию. Без хорошего представления о том, что явления и процессы, с которыми мы имеем дело, подчиняются сложным законам теории вероятностей, невозможна продуктивная деятельность людей ни в одной сфере жизни общества. В нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов. Общество все глубже начинает изучать себя и стремиться сделать прогнозы о себе самом и о явлениях природы, которые требуют представлений о вероятности. Мы должны научить жить наших детей в вероятностной ситуации, а это, значит, извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать обоснованные решения в разнообразных ситуациях со случайными исходами. Как известно, современная концепция школьного математического образования ориентирована, прежде всего, на учет индивидуальности ребенка, его интересов и склонностей. Этим определяются критерии отбора содержания, разработка и внедрение новых методик, изменения в требованиях к математической подготовке учащихся. И с этой точки зрения, когда речь идет о формировании личности с помощью математики, необходимость развития у всех школьников вероятностной интуиции и статистического мышления становится насущной задачей. Одновременно с этим само знакомство школьников с этой областью математики, где между черным и белым существует целый спектр цветов и оттенков, возможностей и вариантов, а между однозначным "да" и "нет" существует еще "быть может",  что кажется, происходящее на уроках математики никак не связано с окружающим миром, с повседневной жизнью. Согласно данным ученых-физиологов и психологов, а также по многочисленным наблюдениям учителей математики, в среднем звене школы заметно падение интереса к математике и связано это с тем, что у ученика зачастую создается ощущение непроницаемой стены между изучаемыми абстрактно-формальными объектами и реальным миром. Именно вероятностно-статистическая линия, или, как ее стали называть в последнее время, - стохастическая линия, изучение которой невозможно без опоры на процессы, наблюдаемые в окружающем мире, на реальный жизненный опыт ребенка, способна содействовать возвращению интереса к самому предмету "математика", пропаганде его значимости и универсальности. Известно, что опыт преподавания в школе основ теории вероятностей в период реформы 60-70 гг. на формально-логическом уровне дал в основном негативные результаты, это привело к изъятию этого раздела из школьных программ: материал оказался сложным, плохо усваивался учащимися. К тому же неоднократно проводимые исследования знаний учащихся старших математических классов показали, сколь мало эти знания способствуют развитию вероятностной интуиции и статистического мышления.     В 2003 году  было вновь принято решение о введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования средней общеобразовательной школы. К этому моменту элементы теории вероятностей и статистики уже более десяти лет в разрозненном виде присутствовали в школьных учебниках алгебры для разных классов и в виде отдельных учебных пособий. Однако изложение вероятностно-статистического материала, как правило, не носило систематического характера, а учителя, чаще всего, не обращались к этим разделам, не включали их в учебный план. Принятый Министерством образования в 2003 году документ предусматривал постепенное, поэтапное включение этих разделов в школьные курсы, давая возможность преподавательскому сообществу подготовиться к соответствующим изменениям. В 2010-2011 учебном году задачи по статистике, комбинаторике и теории вероятностей были включены в ГИА по математике. В связи с включением в 2011-2012 учебном году в ЕГЭ по математике  заданий по стохастике, появляется необходимость полноценного изучения элементов комбинаторики, теории вероятностей и статистики и в старшей  школе. В открытом банке заданий по математике 189 задач по теории вероятностей. Тексты трёх задач различных типов предлагаю вашему вниманию. №1.  В случайном эксперименте симметричную монету бросают четырежды. Найдите вероятность того, что орел не выпадет ни разу.  (Ответ: 0,0625) №2.  В чемпионате по гимнастике участвуют 40 спортсменок: 12 из Аргентины, 9 из Бразилии, остальные — из Парагвая. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Парагвая. (Ответ: 0,475) №3.  Фабрика выпускает сумки. В среднем на 80 качественных сумок приходится одна сумка со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной. Результат округлите до сотых.  (Ответ: 0,99) Как показывает анализ учебников и учебных пособий, содержащих материал по данной теме, существуют проблемы как в вопросах изложения этого  материала в школьном курсе, так и в определении содержания, необходимого для успешного усвоения и понимания основ теории вероятностей и статистики и его соответствия содержанию и требованиям государственного стандарта по математике. Содержание материала, обязательно изучаемого по данной теме в курсе средней общеобразовательной школы, должно включать: ·                     понятие и примеры случайных событий; ·                     понятия частоты события и вероятности; ·                     равновозможные события и подсчет их вероятности; ·                     представление о геометрической вероятности; ·                     представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков; ·                     средние результаты измерений; ·                     понятие о статистическом выводе на основе выборки. ·                     понятие о комбинаторике и вероятности. Согласно требованиям стандарта по математике после изучения данной темы учащиеся должны уметь: ·                     находить вероятности случайных событий в простейших случаях; ·                     находить частоту событий, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; ·                     вычислять средние значения результатов измерений; ·                     сравнивать шансы наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставление модели с реальной ситуацией; ·                     понимать статистические рассуждения; ·                     анализировать реальные числовые данные, представленные в виде диаграмм, графиков, таблиц. ·                     решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля, вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля; ·                     вычислять, в простейших случаях, вероятности событий на основе подсчета числа исходов.   Таким образом, актуальность темы обусловлена: ·                     необходимостью полноценного изучения важнейших элементов теории вероятностей и математической статистики в средней школе в связи с огромной значимостью и важностью этого материала; ·                     «новизной» изучаемого материала, который долгое время отсутствовал в курсе математики средней школы; ·                     недостаточной разработанностью методики преподавания этого материала в школьном курсе математики; ·                     существованием проблем в вопросах изложения этого материала в различных учебных пособиях. В связи с этим тема «Понятие вероятности и элементы статистики в средней школе» определяет проблему: поиск путей совершенствования методики изучения вероятностно-статистической линии в средней школе, которая, в свою очередь, выявляет объект исследования - процесс изучения элементов теории вероятностей и математической статистики в курсе математики средней школы. Основные цели - изучить теоретические аспекты, разработать практические рекомендации по методике изучения стохастической линии в курсе математики средней школы, применить некоторые из них при изучении этого раздела школьниками, проанализировать и сделать выводы о правильности и целесообразности разработанных практических рекомендаций. Добиться того, чтобы изучение вероятностно-статистической линии школьниками на основе разработанной методики способствовала полноценному и качественному усвоению этого достаточно сложного материала, развитию правильных представлений о данном разделе математики и умений применять полученные знания в практической жизни. Рассмотрим методику изучения стохастической линии в средней  школе по учебному комплекту А.Г. Мордкович и др. в 5-11 классах. 5  класс: Достоверные, случайные и невозможные события. Равновероятностные события; дерево вариантов. 6 класс: Правило умножения для комбинаторных задач; понятие «Вероятность», подсчёт вероятности. 7 класс: Комбинаторика. Понятие о науке «Комбинаторика» Правило произведения Размещения Перестановки Сочетания 8 класс: Вероятность История развития теории вероятностей. Предмет теории вероятностей. События достоверные, невозможные и случайные Классическое определение вероятности. Комбинаторные методы решения задач. Статистическое определение вероятности. Геометрическое определение вероятности. Вероятность суммы несовместных событий. Вероятность противоположного события.   9 класс: Статистическая обработка данных. Введение в статистику. Место статистики в изучении окружающего мира. Сбор и группировка статистических данных. Среднее арифметическое. Размах. Мода.  Медиана. Понятие выборки генеральной совокупности. Наглядное представление статистических данных.   10 класс:  Комбинаторика и вероятность.   Правило умножения. Перестановки и факториалы. Выбор нескольких элементов. Биноминальные коэффициенты. Случайные события и их вероятности. 11 класс: Элементы теории вероятностей. Вероятность и геометрия. Независимые повторения испытаний с двумя исходами. Статистические методы обработки информации. Гауссова кривая. Закон больших чисел.   В конце  выступления хочу поделиться некоторыми соображениями из  своего опыта. Поскольку в 2010-2011 учебном году задачи по стохастике  были включены в ГИА по математике, то необходимость по выработке умений их  решения  созрела очень остро. Готовя учащихся к экзамену, старалась предлагать им тесты из различных источников. Задачи типа: «Среди целых чисел на отрезке от 1 до 17 случайным образом выбирают число. Какова вероятность того, что данное число кратно 4?»  у учащихся не вызывают трудностей.   Предлагаю на обсуждение  текст новой задачи: «На отрезке  от -6 до 9 числовой оси случайным образом отмечают одну точку. Какова вероятность, что координата отмеченной  точки будет больше -2, но меньше 4?» Предполагаемое решение. Учащиеся понимают, что количество чисел на отрезке подсчитать нельзя. Способ решения предыдущей задачи исключен. Так как чисел от -6 до 9, также как и от -2 до 4 бесконечно много, то возможно в условии задачи пропущено слово «целые». Если учесть этот факт, то ответ 5/16, однако там значилось число 0,4. Вторая и третья задачи вызвали не меньше вопросов: 2) « В квадрате с длиной стороны 1 случайным образом отмечают одну точку. Какова вероятность, что расстояние от этой точки до ближайшей к ней стороны квадрата окажется больше, чем 0,15?»   3) «В прямоугольнике с длинами сторон 4 и 6 случайным образом отмечают одну точку. Какова вероятность, что расстояние от этой точки до ближайшей к ней стороны прямоугольника окажется меньше, чем 1?» Если первая задача вызывала затруднения, то две другие просто ставили в тупик. Ясно было одно: ключ к успеху кроется в решении первой задачи. Разгадка пришла внезапно: «Ведь если нельзя подсчитать количество чисел на отрезке, то можно найти длину этого отрезка». В этом случае ответ 0,4. Данный подход позволяет с лёгкостью решить и вторую задачу. Здесь речь идёт о площади квадрата со стороной 1и площади квадрата со стороной 0,7 . Ответ 0,49 Третья задача на один шаг сложнее второй. Её решение предполагает вычислить площадь прямоугольника со сторонами 4 и 6, а также  площадь его части, равной разности площадей двух  прямоугольников со сторонами 4 и 6 и со сторонами 2 и 4. Ответ 2/3. Всё гениальное просто. Кстати, рассматривая на уроке первую задачу, один из обучающихся сразу же предложил её верное решение. « Какой же ты молодец! А я этого решения вначале не увидела». Оказывается это такое счастье, видеть, что твой ученик талантливее тебя самой. Ради таких минут хочется  работать и идти вперёд.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
Категория: математика | Добавил: Школа
Просмотров: 2181 | Загрузок: 586 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: